среда, 9 января 2019 г.

SEO-итоги 2018 года: качество сайта, дискриминация органики и пауки в банке



Традиционно подвожу итоги 2018-го года, вспоминая события, оказавшие влияние на отечественный рынок SEO.
Не удивительно, что основные события связаны с крупнейшим игроком на отечественном поисковом рынке – Яндексом. 
В 2018-м году Яндекс продолжил обозначившуюся в предыдущем году тенденцию на урезание своего поискового функционала, явно стремясь к его унификации с поисковым функционалом Google. Так, в марте было объявлено о прекращении поддержки директивы Host. Теперь для указания главного зеркала сайта предлагается воспользоваться инструментом «Переезд сайта» сервиса Яндекс.Вебмастер, предварительно организовав постраничный 301-й редирект с второстепенного зеркала. Можно обойтись и без редиректа (этот способ более надежен в плане минимизации потери трафика), но в этом случае оперативность переезда не гарантируется. 
В августе Яндекс объявил о том, что престает отображать показатель тИЦ, бывший на протяжении многих лет одной из главных величин, влиявших на ценообразование для SEO-ссылок. Сразу же возникли аналогии с отменой в 2016-м году поисковой системой Google показа значения PageRank. Однако, в отличие от Google, на смену тИЦ в Яндексе тут же пришла новая «пузомерка» - индекс качества сайта (ИКС), которая уже зависит не только, и более того, не сколько от ссылок. При этом Яндекс прямо заявляет, что «эпоха SEO-ссылок прошла». И весьма прозрачно дает понять, что на смену входящим ссылкам, как показателю авторитетности сайта приходят его поведенческие характеристики, которые обозначаются как «востребованность сайта аудиторией».
Кстати, в самом конце уходящего года Яндекс жестко предупредил тех, кто собирается продвигать сайты с помощью эмуляции действий пользователей, т.е. напрямую воздействовать на поведенческие факторы. Что лишний раз подчеркивает важность поведенческих характеристик в алгоритме ранжировании Яндекса. Полагаю, не за горами массовые санкции в отношении тех, кто не внимет этому предупреждению. По всем законам жанра, появившееся на сцене ружье по ходу пьесы обязано рано или поздно выстрелить.
По сравнению с 2017-м годом с его нашумевшим алгоритмом «Баден-Баден» год 2018-й стал не столь богат на прямые удары со стороны Яндекса по позициям SEO-индустрии. Однако, таковые удары все же были. Так, в апреле было замечено массовое применение Яндексом санкций за нарушение «Малополезный контент, спам, избыток рекламы». Пострадало большое количество так называемых, контентных проектов, собирающих поисковых трафик по информационных запросам и монетизирующихся на счет показа рекламы. Сотрудники Яндекса объяснили, что таким образом они борются с рекламой, вводящей пользователя в заблуждение. Так уж совпало, что в первую очередь, пострадали сайты, активно использовавший один из наиболее популярных рекламных форматов основного конкурента Яндекса Google «Адаптивные блоки ссылок». Случайно это произошло или нет – остается только догадываться. Но тем не менее, это был, пожалуй, самый массовый случай применения санкций Яндексом за нарушение своей поисковой лицензии в 2018-м году.
Однако, как оказалось, не так страшен прямой удар, как удар исподтишка, которого не ждешь. В 2018-м году Яндекс разродился только одним официальным апдейтом, получившим название «Андромеда». Но по сути это не был апдейт в классическом понимании, а не более, чем декларация множества изменений различного характера и масштаба, которые внедрялись в поиск на протяжении всего времени, прошедшего с момента выкладки предыдущего алгоритма. Основной тенденцией этого множества изменений является вытеснение органической выдачи с первого экрана страницы поиска по коммерческим запросам так называемыми «колдунщиками» внутренних сервисов Яндекса. Это явление в поиске сотрудники Яндекса называют «улучшенной интеграцией с другими сервисами Яндекса». А по факту отечественная SEO-индустрия получила весьма чувствительный, хоть и непрямой, удар с совсем другой стороны. Вместо прямых санкций Яндекс просто методично вытесняет результаты работы сеошников из видимой области поисковой выдачи. И эта тенденция, на мой взгляд, будет даже пострашней прямых санкций, к которым сеошники уже более-менее привыкли и постарались приспособиться.
Что же касается второй по популярности поисковой системы на отечественном рынке – Google – то тут, пожалуй, можно выделить два основных момента в 2018-м году. В июле Google официально анонсировал введение фактора скорости загрузки страницы в мобильном поиске, получившее название «Speed Update». А в августе пользователи поисковика ощутили влияние нового алгоритма, который получил неофициальное название «Medic Update», потому что поначалу изменения были замечены в выдаче по медицинской тематике. Эти изменения наделали в сеошной среде, особенно ориентированной на западный рынок, достаточно много шума. Google устами своего сотрудника Денни Салливана ограничился заявлением, что в это время имело место не более чем рутинное обновление алгоритма, без раскрытия каких-нибудь деталей. Однако с подачи различных западных источников в сеошной в среде укрепилось мнение, что данное обновление направлено в первую очередь на учет качества сайта, что в большей степени влияет на сайты в жизненно важных тематиках типа медицинской. Опять-таки, как и в случае с Яндексом, выходит на сцену понятие качества сайта, хоть и официально не подтвержденное Google.
Ну, и отдельно хотелось бы пройтись по реалиям современной отечественной SEO-индустрии. В 2018-м году, на мой взгляд, все более отчетливо сформировалось разделение формата аутсорсинговых SEO-услуг на три класса:
  1. «Поточные» SEO-конторы с достаточно большим штатом специалистов. Действуют за счет уже сформировавшегося бренда. Эдаким пылесосом пропускают через себя большинство платежеспособных клиентов по устоявшейся стандартной конвейерной схеме услуг. Кто-то из клиентов задерживается, а кто-то пролетает в трубу. По различным причинам.
  2. Так называемые «SEO-бутики». Гораздо более мелкие конторы, имеющие в штате, как правило, не более одного более-менее толкового специалиста, на котором завязан весь техпроцесс. Причем, это не обязательно владелец бизнеса. «Бутики» очень хотят «прокачать» свой бренд, чтоб в перспективе перейти в категорию «поточников». А пока, как правило, подбирают клиентов, разочаровавшихся в «поточном» подходе, пролетев в их трубу.
  3. Разношерстная армия фрилансеров-одиночек. Здесь полный раздрай. Кто-то за счет достаточной степени удовлетворенности клиентов выживает благодаря «сарафанному радио», а кто-то нещадно демпингует.
Все три класса устойчиво конфликтуют межу собой. «Бутики» очень хотят «отжать» хоть-какую-нибудь долю сложившегося рынка у «поточников». Отдельные представители этого класса предпринимают спорадические попытки как-то консолидировать остальных игроков своего уровня вокруг себя, но попытки эти не приводят к успеху. Посему основные усилия направлены на «прокачку» своего бренда. Как грибы после дождя, растут всевозможные отраслевые и около-отраслевые конференции, как правило, региональные, по которым кочует один и тот же уже достаточно примелькавшийся набор спикеров от «бутиков» с основательно заезженными темами.
При этом ни «поточники», ни «бутики» не могут предложить на данный момент рынку каких-то инноваций в техологических моментах поискового продвижения. Зато резко возросло число публикаций в различных источниках, где те или иные представители SEO-индустрии активно пытаются отстроиться от конкурентов, пытаясь разоблачить их нечистоплотные техники. Имеют место даже последующие разоблачения разоблачителей. В общем, вот такой вот веселый внутренний мирок, и я бы охарактеризовал сложившуюся к концу 2018-го года ситуацию на рынке аутсорсинговых услуг, как «пауки в банке».

На этом фоне мне наиболее перспективным видится формат инхаус SEO-услуг, к которому прибегает все больше число клиентов, формирующих свой собственный SEO-отдел. У этого формата, конечно же, есть свои проблемы, но они представляются гораздо менее значимыми на фоне все более явно обозначающегося кризиса аутсорсинговых SEO-услуг.

Share this


0 Comments

Blog Archive

Технологии Blogger.